Нижегородское уличное искусство
Стрит-арт (англ. Street art — уличное искусство) — направление в современном изобразительном искусстве, отличительной особенностью которого является ярко выраженный урбанистический характер.
Граффити (от итал. graffito, множ. graffiti) — изображения или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях.
If a building becomes architecture, then it is art
Виды и стили граффити:
Бомбинг
Рисунок, созданный в спешке, максимально быстро, за считанные секунды.
Райтинг
Качественнее Бомбинга.
Работа райтера занимает от 2-х часов до нескольких дней
Wildstyle
"Дикий стиль" надпись- абстракция.
Почти нечитаема
Character
Карикатуры и комиксы.
Занимаются им лишь профессионалы.
Bubble letters
Объемные буквы, с использованием, в основном, разноцветных цветов красок
3D
Востребованный стиль. Как правило выполняется за большие деньги
Oldschool
Похоже на граффити 70-х 80-х.
Дань уважения старой школе.
Хардкор
Грязный, кислотный, вандальный стиль.
Трафареты
Различные рисунки на надписи, созданные при помощи трафаретов.
Появление первых отечественных граффити связано с началом оттепели в 80-е. Именно в момент, когда железный занавес был чуть приподнят, молодёжь начала активно интересоваться зарубежной культурой. Граффити в нашу страну вошло вместе с модой на брейк-данс и хип-хоп культуру. Первыми отечественными райтерами принято считать танцоров, по совместительству занимающихся рисованием. Они оформляли декорации фестивалей по брейк-дансу, которые волной прокатились по стране. В это же время в Риге и Калининграде стали появляться граффити в том виде, в каком мы их привыкли видеть. Идея даже понравилась местным властям.
В 90-е волна граффити захлестнула Москву и сразу же приобрела огромную популярность. На первых порах были разрисованы серые стены индустриальных районов города. Это был период расцвета отечественной граффити-культуры.
В те годы граффити стало популярным молодёжных хобби. А волна граффити, продолжала своё движение даже в самые удалённые уголки нашей страны. Теперь уже вряд ли Вы найдёте город, в котором не нашлось бы парочки местных райтеров, активно занимающихся рисованием.
УНИКАЛЬНЫЙ & САМОБЫТНЫЙ
Стрит-Арт Нижнего
Что принесли нашему городу 10 лет уличного творчества?
Стрит-арт Нижнего Новгорода радикально отличается от других городов, таких как: Екатеринбург, Москва, Владивосток, Калининград, Самара. Это характеризуется тем, что в каждом городе, где можно выделить уличное искусство есть свое собственное лицо, все зависит от самого города, от его культурных, исторических предпосылок.

Уличное искусство расцвело ярким цветом, благодаря городской ситуации, обилию старой архитектуры и деревянных или заброшенных домов, выселенных заводских территорий. Что касается Нижнего Новгорода, то это очень старый город с богатейшей историей и прекрасным местоположением. До революции тут была огромная международная ярмарка. Нижегородский край всегда был центром художественных промыслов, купечества и технических нововведений. Все это вместе, наложило отпечаток на современную ситуацию с уличным искусством. Уличное движение началось лет 10 назад. За это время молодые художники, увлекаясь граффити и западным уличным искусством, сумели постепенно выработать свой собственный «нижегородский стиль», это произошло под воздействием деревянной архитектуры и всего выше перечисленного.

Многие художники Нижнего рисуют на деревянных поверхностях. Тема дерева очень мощно представлена практически у каждого из них.
nhb В 2011 году Арсенал (Центр современного искусства Нижнего Новгорода) сделали большую выставку стрит-арта "Свежий слой" , тогда когда официальные институции еще редко обращались к этому жанру. Артем Филатов инициировал создание онлайн карты стрит-арта Нижнего Новгорода, на которую нанесено более 300 объектов. А также три года назад открылась галерея «Толк», где были представлены нижегородские стрит-арт художники.К сожалению, ныне галерея не работает.

Нижегородские художники рисуют не только на улице. Каждый из них занимается масляной живописью, графикой, шелкографией, майками, книгами, собственными журналами.





Местные газеты пишут о нем огромные материалы, проводятся экскурсии, достаточно давно проходят выставки.
Местный стрит-арт отличается от всего вообще, что есть и в России и в мире. Вообще стрит-арт – это продолжение граффити, чисто западный тренд: американский, европейский. Большинство русских и европейских художников работают в традиции этого заимствованного тренда. Но в Нижнем Новгороде такая практика не использовалась, была прекращена. Результат, мы можем увидеть на стенах - очень сильно отличается. Поэтому, ни в одном другом городе России ничего подобного нет.
ФЕСТИВАЛЬ УЛИЧНОГО ИСКУССТВА
"Новый город: Древний"


Уличный художник – это не бунтарь, который идёт против городской среды. Это не эгоистичный вандал и не субкультурный актор. Уличный художник – это своего рода выросший граффити-райтер, осознающий ответственность за собственное творчество. Уличное искусство живёт в гармонии с общественным пространством и его жителями.
С чего всё началось?
В конце 2012 года нижегородское уличное искусство обрело особенную черту: большинство своих работ художники стали создавать на старых исторических зданиях. Более того, ребята начали общаться с их жителями, обсуждая свои будущие творения. Обитатели исторических деревянных домов оказались наиболее лояльными к этому вида искусства. В то время шла волна сносов подобных построек, а художники помогали обратить внимание на проблему. Их кормили и поили, приглашали в гости, разрешали на несколько дней оставлять краску. Благодаря такому взаимодействию, рисунки приобрели контекст, социальную подоплёку. В 2014 году фестиваль был запущен нижегородским художником Артёмом Филатовым еще в тестовом режиме, а уже на второй год мероприятие обрело полноценную концепцию, получив символическое название "Новый город Древний".
В чём уникальность фестиваля?




Понятие "фестиваль" обычно ассоциируется с культурой потребления: еда, музыка, продажа одежды и безделушек. Тут всё обстоит иначе.


Фестиваль уличного искусства длится 3-4 месяца. Это длительный и кропотливый процесс.

Именно жители, а не организаторы или администрация решают, где будут созданы работы.

Все эскизы художники в первую очередь показывают инициаторам росписи и обсуждают с жильцами.
Несмотря на то, что преображаются исключительно дома Нижнего Новгорода, участие принимают не только нижегородские художники, но и стрит-артисты других городов.
Как все происходит?
история
Тимофей Радя и Стас Добрый «Кружева памяти»
Дом на ул. Нестерова - первое кооперативное здание, построенное в начале прошлого столетия. Житель дома Юрий Куликов - потомок известного физика, профессора Сергея Жевакина. Родословная Жевакиных уходит корнями в фамилию Поджио. Итальянец Витторио Амадео Поджио участвовал в основании Одессы, а его сыновья Иосиф и Александр были декабристами. На втором этаже живет представительница известного в городе рода Татьяна Рукавишникова-Новикова. Её отец - архитектор здания. Жильцы выразили всю свою любовь к дому в книге, куда вошли все связанные с ним интересные истории и важные события.

Художники разместили на здании отрывки из "Исповеди" Августина Блаженного о памяти человека. Окаймляют цитаты вышитые кружевные салфетки. Жители назвали работу "Кружева памяти".
Это жизнь. И жизнь моих друзей, моих соседей точно также связана с этим домом. Всеми ниточками нервов, всеми мыслями, всеми добрыми чувствами, всем уважением к тому, что было, мы связаны с этим домом.
Татьяна Рукавишникова-Новикова
жительница дома
Раньше напротив дома находился красивый парк с могучими деревьями, но его уничтожили под будущую застройку. Когда застройщик пытался захватить часть дворовой территории, отрезав землю забором, жители дома в знак протеста демонтировали ограду и установили свою на прежнем месте. После этого был совершен поджог соседнего здания. И снова жильцы не испугались, они организовали ночные дежурства, защищая свой дом в течение целого года. В тот период они написали на стенах лозунги: «Частная собственность!», «Да диктатуре закона!», «Требуем прекратить «Бутово» в Н.Новгороде!», но в 2014 году они были закрашены неизвестными людьми.
Художники кардинально меняют исторические здания, но это совсем не портит их вид.
Фестиваль возвращает забытые дома на карту Нижнего Новгорода.
А что же сейчас?
В 2017 году фестиваль "Новый Город: Древний" не проходил. Идея нижегородских художников переросла в более серьезное русло. Ребята арендовали бывший Музей нижегородской интеллигенции, экспозиция которого в 2013 году была перенесена. В сентябре там открылась международная выставка "Обратно домой", соединившая в себе современное искусство и краеведение. Её куратором снова выступил Артём Филатов.
Это важно!
Словарь современного стрит-арта
Той (Toy) — новичок в граффити, начинающий райтер.
Байт (To bite) — копировать, повторять чей-то стиль или рисунки.
Бафить (To buff) — закрашивать граффити. В основном это делают либо городские власти, либо жильцы домов, либо команды «анти-граффити».
Тэг (Tag) — это подпись райтера. Обычно пишется маркером или краской одного цвета.
Кросить (To cross out) — нарисовать граффити поверх чужого, закрасить или просто перечеркнуть. Это делается, как знак неуважения между конкурирующими райтерами или командами.
Стэнсил (Stencil), трафарет — рисунок нанесенный с помощью трафарету.
Руфтоп (Roof-top) — рисунки и надписи на крыше, обычно очень большие.
Вайлдстайл (Wildstyle) — дословно «дикий стиль». Стиль рисования букв, который отличается сложным не читаемым написанием, со множеством дополнительных элементов.
Канвас (Canvas), холст — граффити-рисунок, выполненный на холсте, баллонами или другими инструментами.
Мьюрал (Mural) — высокохудожественный рисунок, выполненный на поверхности большого размера.
Команда
Анастасия Пестова
Фото и Видео
Юлия Морозова
гл.редактор
История стрит-арта и граффити
Арина Свирень
Идейный вдохновитель
история фестивалей
Ульяна Петрова
Верстка
Мэри Даниелян
Спецалист по нижегородскому
стрит-арту
Заира Гамисония
Дизайн
Инфографика
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website